ВААЛ
Ваал — 1) демон вероломства. 2) Астарта; Ашера/Астарта. 3) ханаанско-финикийский бог плодородия и погоды, особенно ливней.
Синоним: Баал.
Имя Ваал (он же Баал) использовалось в качестве титула, означающего «Господь», и применялось к ряду различных божеств на всём древнем Ближнем Востоке. Ваал сегодня наиболее известен из Библии как антагонист израильского культа Яхве.
Упоминания о Ваале датируются серединой XIV и концом XIII вв. днэ. Раскопки древнего города Угарит (современная Рас-Шамра, Сирия), начавшиеся в 1929 г., выявили тысячи клинописных табличек, многие из которых повествуют о богах и, в частности, о Ваале, который являлся царём всех богов.
Популярность Ваала подтверждается множеством найденных историй, составляющих так называемый Цикл Ваала, в которых рассказывается о том, как Ваал побеждает смерть и принимает царство богов. История о спуске Ваала в подземный мир и возвращении часто приводилась в качестве раннего примера мотива умирающего и возрождающегося бога, но это было оспорено, поскольку Ваал на самом деле не умирает и не возвращается к жизни.
Личное имя Ваал также является теофорическим именем, которое может относиться ко многим мужским божествам по всему Леванту и Месопотамии, но чаще всего используется для обозначения Баал Хадада (также Баал Адада), бога бурь и дождя в ханаанской и месопотамской религии, который в конечном итоге также стал богом войны.
Баал Хадад — центральный персонаж Цикла Баала, а также бог, который появляется в библейских книгах Исхода и I и II царств, где он изображён негативно.
Ко времени протестантской реформации (1517-1648 гг.) Ваала регулярно называли Вельзевулом («Повелителем мух») и считали синонимом христианского дьявола. В Библии указано, что поклонение Ваалу распространено среди хананеев, жителей земли, которую Бог обещал израильтянам.
Борьба израильтян за сохранение веры в единого истинного Бога, Яхве, в то время как они живут среди людей, которые поклонялись ложным богам, является повторяющейся темой в Ветхом Завете. Этот конфликт особенно очевиден в рассказах о взаимодействии израильтян с поклонением Ваалу. На протяжении всего Ветхого Завета израильтяне сталкивались с искушением принять религиозные обычаи хананеев и поклоняться их богам, включая Ваала. В Библии описано несколько случаев, когда израильтяне поддавались этому искушению, что приводило к ужасным последствиям.
В мифологии языческих семитов Ваал является олицетворением мужской производительной силы и действует чрез свою жену Астарту, представлявшую пассивную или воспринимающую силу природы. Такому представлению вполне соответствовал и религиозный культ Ваала, который состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. В этом отношении культ Ваала совершенно совпадал с культом Астарты, так как служение ей было вместе с тем служением и Ваалу, её оплодотворителю. Внешне его олицетворяет фаллический символ в виде колонны с усечённой вершиной. Это так называемые «гамманими» статуи или колонны конической или, вернее, пирамидальной формы, назначенные для изображения солнца под видом пламени. Древнегреческий историк и географ Геродот (около 484 г. днэ — около 425 г. днэ.) рассказывает, что две такие колонны были в храме Геракла, т.е., Ваала, в Тире. Одна из наиболее древних религиозных надписей, упоминает о том, что одна такая в Пальмире статуя воздвигнута богу солнца. На римских монетах императорской эпохи сохранилось изображение такой Вааловой колонны. По свидетельству Св. Писания, такие колонны (статуи) делались из камня или из дерева (4Цар.10:26), или даже золота (Ос.2:8).
При капищах Ваала жили так называемые кедешимы и кадешоты, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством. Память об этом развращении увековечена была для сознания евреев в сказании о городах Содоме и Гоморре, где культ Ваала принёс особенно горькие плоды. Но, несмотря ни на эту поучительную историю, ни на запрещение иметь какое-либо общение с служителями Ваала, ни на грозно пламенные речи пророков, изобличавших гнусность культа, он всегда имел для евреев непреодолимое обаяние, и вся библейская история, начиная со времени поселения избранного народа в Палестине, представляет собою историю увлечений этим культом.
«Оставили сыны Израилевы своего Господа и стали служить Ваалу, делая злое пред Господом», – таково много раз повторяющееся свидетельство библейских историков.
При царе Ахаве, благодаря покровительству его жены Иезавели финикиянки, культ Ваала нашёл почти официальное признание в царстве Израильском, а по временам проникал и в царство Иудейское, хотя там всегда встречал больше противодействия со стороны царей и пророков.
В Финикии главное святилище Ваала находилось в Тире. Одною из существенных особенностей культа были там священные процессии, во время которых жрецы – иеродулы предавались исступлённым пляскам, сопровождавшимся нанесением себе ран. Отсюда культ Ваала перешёл в Карфаген.
Будучи по своему существу одним и тем же богом, Ваал под влиянием политеистического мировоззрения язычников, выступал в разных проявлениях, которые в различных местах получали самостоятельное значение. Так, они получали особые названия по месту, где им поклонялись, как Ваал Ливанский, или по приписываемым свойствам, как Ваал-Вериф – «Ваал завета», защищавший тех, кто вступали с ним в союз (Суд.8:33; Суд.9:4,46), Ваал-Зебуб (Веелзевул) – «Ваал мух», «господин мух», защищавший своих поклонников против этих насекомых. С местными Ваалами связывались названия таких мест, как Ваал-Гад, Ваал-Гамон и т.д.
В наши дни интерес к Ваалу возродился неоязыческими и викканскими группами, которые часто выбирают его в качестве своего личного божества в ритуальном поклонении.