Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

АВТОР

Автор (лат. autor — создающий, творец чего-либо; лат. глагол augeo — обогащать, содействовать росту; англ. author; исп. autor) — создатель, владелец и собственник произведения (описаний; картин; разработок; вещей; конструкций и т.д.), творцом которого он является.

В законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» — «физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение». Так же определяется как «лицо, создавшее произведение науки, литературы, искусства» /ОСТ 29.130–97, 3.4.15–1/. Автором может выступать юридическое лицо (предприятие, учреждение, организация)».

В статье 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвёртая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 07.10.2022) дано следующее определение: «Автором произведения науки, литературы или искусства признаётся гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.

Автор может быть индивидуальным (единоличным) или состоять в авторском коллективе (соавтор). Особый случай представляет подготовка произведения коллективным автором. Например, подготовка законопроекта депутатами Государственной Думы — плод коллективного авторства.

Автор художественного произведения рождается только со своим произведением, своим почитателем. Тем самым проблема автора расчленяется на три структурирующих звена. Первое — сам автор как творческая личность, ядро духовных сил. Второе — предмет произведения, искусства, результат творчества автора, материальное воплощение его энергии. Третье — читатель, зритель, слушатель, поклонник, пользователь и т.д.

Система такого видения акцентирует внимание на аудитории автора. Действительно, состоявшийся автор возможен лишь в кругу своих почитателей (публики, поклонников, учеников, зрителей, слушателей и т.п.), тогда как предшествующие циклы — могут обратиться в амбиции (авторское себялюбие) и макулатуру (неудачные произведения).

Авторы произведений рекламы, создавая их по заказу рекламодателей, воплощают чётко поставленные цели в чётко обрисованной аудитории. Реклама должна продать, привлечь, побудить, склонить, сообщить, выделить и т. п. объект рекламы, воздействуя на адресатов своего произведения. «Когда авторы и художественные руководители начинают работать над каким-либо творческим проектом, они почти всегда проводят, по крайней мере, небольшое формальное исследование /…/ Они рассматривают существующие рекламы (особенно конкурирующие), чтобы увидеть то, что другие сделали, и в глубине души у них рождается уверенность в том, что они способны создать нечто новое, лучше сделанного прежде» /101, с. 226/.

Преобразующие функции автора реализуются в изменении сознания и характере действий, которые под воздействием произведения осуществляются в обществе. Так, в ряде произведений выдающихся русских писателей прошлого обделён вниманием динамизм рыночной экономики и её преимущества, ощущается стремление раскрыть прекрасные стороны убогих, нищих, униженных, оскорблённых… Несмотря на искренний гуманизм таких произведений, мы сталкиваемся сегодня с воспроизводимыми общественным сознанием моделями мышления и деятельности как, например, положительно оцениваемого понятия бедности «бедность — не порок» или отрицательными оценками богатства «все богатые наживаются нечестным путём» и т.д. Тяжкий груз прошлого часто затрудняет поступательное движение вперёд.

В докладе М. Фуко «Что такое Автор?» (1969 г.) приведена такая роль автора, которая определяет течения общественной мысли. Так, можно быть «автором теории, традиции, дисциплины, внутри которых, в свою очередь, могут разместиться другие книги и другие авторы». В качестве примера Фуко называет  имена Маркса, Фрейда. «Учредители» выступают авторами не только своих книг, но и создателями правил образования иных текстов, определяя условия возникновения произведений своих последователей /Цит. по 68, с. 18/.

В своих произведениях автор выражает свою неповторимую индивидуальность, воплощаемую в авторском стиле. Искренность, эмоциональное напряжение, пафос, самая разнообразная гамма чувств помогают создать автору такой впечатляющий образ мира, который до него не мог бы создать никто другой. Сегодня центр решения важных социальных и экономических задач отведён именно рекламе, стремящейся с помощью ярких образов внедрить в массовое сознание модели преуспевающего и динамичного развития людей, групп, предприятий и организаций, сформировать основы цивилизованной рыночной экономики.

Уровень культуры и технологий создания современных произведений искусства в нашем обществе стал таким, что в ряде случаев отдельный автор не может создать произведение в полностью завершённом виде. Примерами служат циклы «архитектурный проект — строительство»; «сценарий — постановка»; «мелодия — исполнение» и т.д. Кинорежиссёра, балетмейстера, многих других авторов часто называют авторами кино, спектакля, хотя в действительности в воплощении созданных ими произведений участвуют многие специалисты. Для сферы рекламы такая интеграция стала особенно характерной. Авторское произведение результируется в обратной связи, характер которой оно и определяет. В сложной коммуникационной системе один автор в «одиночку» работать не в состоянии.

Деятельность автора связана с внешней средой — юридической институциональной системой общества; сущностью социальной системы (тип общества, форма правления); исторической ситуацией (временные рамки, уровень знаний, осмысления реальности). Тогда как внутреннее ядро (творческая энергетика автора) нацелено на преобразование несовершенного мира. Для достижения своей цели автором используются свойственные ему формы, методы, средства.

Исторически понимание роли автора было различным. Искусство и культура древних цивилизаций носили анонимный характер. Художники средневекового христианства осознают себя людьми, которым дано увидеть священные образы или услышать божественные песнопения и донести их до обычных людей.

Деавторизованное творчество было тесно связано с религией.

Только в эпоху Возрождения сложилось современное представление об авторе как свободном творце своего художественного мира.

Сегодня значение и роль авторов возвышаются до функций творцов социального мира.

Как особая социальная группа авторы, мастера, творцы, созидатели, мыслители, первооткрыватели являются носителями высшей силы и власти в обществе — духовной, интеллектуальной, информационной, золотым фондом нации, подлинным богатством государств.

В таком аспекте автор рассматривается и как центральная фигура прогресса: он создаёт свой воображаемый мир как активный творец реального мира. Само общество всё чаще вновь придаёт религиозный, магический смысл роли и значению автора, согласно которому автор — человек от Бога, ибо сам Бог есть Творец. Творцы не сотворены, их имена нередко пишутся с заглавной буквы. Вот почему авторы обретают ореол святости и величия.

Социальное воздействие автора также проявляется в том, что он не просто изображает или описывает что-либо существующее. В соответствии со своим идеалом и замыслом он преобразует и организует элементы жизни в новую систему, выстраивая для этого систему своих художественных средств, способных выразить замысел на языке искусства. Но и аудитории должна быть понятна система авторских образов и понятий, свойственна способность верно воспринимать авторские картины, воспроизводить в своих действиях модели созданного мира. В развитии таких способностей (культуры) понимать авторский замысел состоит главная цель образования. При этом образовательные программы создаются в таких ключах, которые актуализируют необходимые современному человеку значения произведений, делают его деятельность благодаря восприятию и осмыслению авторских произведений более эффективной, а жизнь человека — духовно богаче.

Авторский коллектив — группа лиц, совместно создавших произведение. См. Коллектив авторов/Автор.

Коллективный автор — организация, являющаяся автором произведения и с именем которой связано возникновение авторских прав. Коллективный автор противопоставляется индивидуальному автору, коллективу авторов, как физическим лицам.

Коллективный автор указывается в надзаголовочных данных издания в качестве их первого элемента.

Соавтор — один из авторов произведения, созданного совместно с другим автором, несколькими авторами или авторским коллективом. См. Соавторство/Авторство; Соавторское произведение.

Соавтор выступает в роли одного из членов авторского коллектива, совместным творческим трудом которого создаётся произведение. Соавторы заключают с издателем авторский договор, в котором обычно предусматривается их солидарная ответственность перед издателем (см. Солидарная ответственность/Солидарный).

Авторское право на созданное произведение принадлежит соавторам совместно. Созданное произведение может быть раздельным (каждая часть которого создана одним из соавторов) или нераздельным.

Если произведение представляет собой нераздельное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить его использование другим соавторам.

Соавтор, которому принадлежит созданная им часть произведения, имеющая самостоятельное значение, вправе использовать её по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами.

Составитель — «специалист или коллектив специалистов, собирающий, систематизирующий и/или обрабатывающий какие-либо материалы для включения их в издание» /ОСТ 29.130–97, 3.4.15–2/. Статья 487 ГК признает авторское право за составителями сборников произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права. Признание, авторского права на сборник произведений обусловлено наличием юридического факта: самостоятельности систематизации включённого в сборник материала.

Составитель — автор составного произведения, который собирает материалы и создаёт произведение из отдельных частей, например, сборник, хрестоматия, антология, пособие и т.д. См. Авторское право составителя/Сборник.

Произведение, созданное составителем, называется составным. По закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» составитель выступает перед издательством в качестве автора как создатель составного произведения. Составителю «принадлежит авторское право на осуществлённые им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство)».

В выходных сведениях имя составителя указывается в подзаголовочных данных на титульном листе с характеристикой содержания проведённой составителем работы (Составил…, Составитель…, Составитель серии…, Автор-составитель…, Обработал…, Подобрал…, Разработал…, Собрал…, Записал… и т.п.)

Имя автора — сведения о фамилии и имени (имени и отчестве) или его (их) инициалах в выходных сведениях издания или библиографическом описании (библиографической записи) издания.

Подлинное имя — настоящее (паспортное) имя автора в отличие от псевдонима, т. е. вымышленного имени.

Авторское право — 1) часть гражданского права, определяющая права и обязанности, связанные с созданием и использованием произведений авторов. 2) ряд установленных законом правомочий автора (право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения и т.д.) См. Права автора.

Синоним: авторские права.

Представляет собой совокупность правовых норм, установленных в законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции федеральных законов от 19.07.95 г. N 110-ФЗ; от 20.07.2004 г. N 72-ФЗ), а также статье 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 07.10.2022) которые регулируют отношения авторов с лицами и организациями, складывающиеся в связи с созданием и использованием произведений, созданными авторами. Авторские права состоят из личных имущественных и неимущественных прав автора, а также исключительных прав автора, ряда правомочий.

Закрепление произведения за собственным именем связано с уголовной, гражданской, административной ответственностью.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает по факту его создания. Для возникновения авторского права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо формальностей, достаточно того, что произведение создано, и нет необходимости об этом объявлять или проводить регистрацию. Чтобы считаться автором, не требуется доказывать свой статус особым образом. В законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» говорится, что «при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения».

В международной практике автор произведения определяется по закону государства, на территории которого возникло основание для обладания авторским правом.

Авторское право принадлежит автору, соавторам, а на некоторые весьма крупные произведения (например, словари, энциклопедии, периодические издания и т. д.) оно может закрепляться за редакциями, издательствами, другими организациями.

Авторские права могут переходить к наследникам автора, отдельные правомочия могут приобретаться юридическими лицами по авторскому договору, авторское право может перейти государству. Все такие лица имеют производные авторские права, которых иногда называют правопреемниками автора.

Авторское право распространяется на произведения, выраженные в объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности (произведение) автора.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Наиболее существенные моменты творчества — создание произведения, его использование и вступление в авторские права — определяют возникновение и содержание отношений в области авторского права.

Авторское право распространяется, в частности, и на рекламу — оформление, дизайн, тексты, фотографии, другие виды произведений. Так, многие произведения выдающихся рекламистов начала XX в. (фотохудожника Александра Родченко, поэта Владимира Маяковского, живописца Нико Пиросманишвили и т.д.) ныне рассматриваются как художественные произведения.

Охрана личных и имущественных интересов конкретных разработчиков товарных знаков регулируется сферой авторского права: за разработчиками сохраняются права на авторство, а право на использование переходит к владельцам товарного знака. При согласии авторов на использование созданных ими произведений в качестве товарных знаков никаких дополнительных прав или преимуществ регистрация этих знаков за их авторами не закрепляет.

За нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. Защита нарушенных прав автора и его правопреемников осуществляется с помощью исков о восстановлении права (путём публикации в печати об авторстве, внесении исправлений и т.п.), о запрещении выпуска произведения в свет или прекращении его распространения, а также о возмещении причиненных убытков.

Всемирная конвенция об авторском праве — международное соглашение об охране авторских прав граждан одной страны на территории других стран, принятое в 1952 г.

В частности, установлено, что охрана возникает, если, начиная с первого выпуска в свет произведений авторов, все экземпляры будут иметь знак © с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет.

Международное законодательство об охране авторских прав — совокупность правовых норм, которых стремится придерживаться мировое сообщество по защите авторских прав.

Значительную роль в развитии этой отрасли законодательства сыграли Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, принятая в 1866 г. (дополненная в Париже в 1896 г., пересмотренная в Берлине в 1908 г., дополненная в Берне 1914 г. и пересмотренная в Риме в 1928 г., в Брюсселе в 1948 г., в Стокгольме в 1967 г., в Париже в 1971 г., изменённая в 1979г.) и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (1952 г.)

Законодательство об авторском праве — совокупность законодательных актов, которые регулируют отношения, возникающие на основе творческой деятельности и вступления в авторские права. Авторское право реализуется, в частности, в многообразных видах договоров, регулирующих вопросы создания и использования произведений.

Впервые Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» принят 09.07.93 г. Позже утверждена редакция Федерального закона от 19.07.95 г. N 110-ФЗ. В законодательство РФ об авторском праве входит Закон РФ «О правовой охране программ для электронных и вычислительных машин и баз данных».

Закон «Об авторском праве и смежных правах» регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Субъектом авторского права в России может быть любое лицо, даже если оно не способно совершать правовые действия.

Автор как подлинный субъект авторского права должен заявить прежде всего о своих правах на авторство. Произведение автора может быть распространено лишь на основе согласия автора — под его фамилией, анонимно или под псевдонимом.

Объектом авторского права является произведение, а субъектом — автор.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее); объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в других формах.

Авторское право в названном законе РФ не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Объектами авторского права по существующему Закону РФ не являются официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы. Тем самым данный закон, например, обезличивает законодательное творчество.

В понятие объекта авторского права также не входят и произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Таким объектом не могут быть государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки).

Авторское право и смежные права на рекламу — юридические нормы, регулирующие правовое положение авторов произведений, а также исполнителей, режиссёров и т.д.

В Федеральном законе «О рекламе» установлено, что реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. В этом случае авторские права и смежные права подлежат защите в соответствии с законодательством РФ.

В рекламном деле США авторское право определено как «исключительное право, предоставляемое авторам рекламы Законом об охране авторских прав с целью защиты рекламы от плагиата, продажи или использования её другими лицами без особо оговорённого на то разрешения авторов» /74, Глоссарий, Д–1/.

Имущественные права — см. Права автора

Исключительные права на использование — см. Права автора

Личные неимущественные права — см. Права автора

Передача авторского права — процедура переуступки авторских прав на произведение (на интеллектуальную собственность), а также сама сделка об этом, оформляемая в письменном виде.

Наследование авторского права — см. Права автора

Общественное достояние — см. Права автора

Права автора — см. Права автора

Право авторства — см. Права автора

Право доступа — см. Права автора

Право на воспроизведение — см. Права автора

Право на защиту репутации — см. Права автора

Право на импорт — см. Права автора

Право на имя — см. Права автора; Автор/Имя автора

Право на обнародование — см. Права автора

Право на отзыв — см. Права автора

Право на перевод — см. Права автора

Право на переработку — см. Права автора

Право на передачу в эфир — см. Права автора

Право на публичное исполнение — см. Права автора

Право на публичный показ — см. Права автора

Право на распространение — см. Права автора

Право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю — см. Права автора

Право следования — см. Права автора

Срок действия авторского права — см. Права автора

Соавторство — совместное владение правами на произведение, совместная принадлежность двум или нескольким лицам авторства на произведение, которое создано их совместным трудом. См. Соавтор/Автор; Соавторство/Авторство.

Творческий коллектив — организация специалистов, которые имеют единый для всех предмет творческой деятельности, общие цели и которые заняты созданием нового, решением незаурядной задачи.

То же самое, что и творческая группа.

В отличие от авторского коллектива, творческий коллектив может не претендовать на обладание авторским правом и выполнять свою работу в порядке служебного задания.

Творческий коллектив обычно состоит из относительно «узких» специалистов (журналистов, художников, компьютерщиков и т.д.), дополняющих друг друга в процессе работы. Иногда к творческому коллективу относятся работники, выполняющие техническую работу и постоянно работающие в его составе (машинистки, фотолаборанты, ассистенты и т.д.)

В договорах с авторскими, творческими  коллективами обычно предусматривается солидарная ответственность всех членов коллектива, означающая, что за несоблюдение условий договора одним автором отвечают и все остальные, даже если каждый из них самостоятельно выполнит весь требуемый объём работы.

Коллектив авторов — группа авторов, объединяющих свои творческие усилия с целью создания произведения. См. также Коллективный автор/Автор.

В договорах с коллективом авторов предусматривается Солидарная ответственность, а также устанавливается порядок следования фамилий соавторов на титульном листе, распределяются объёмы и виды работ, форма представления завершённых работ, определяется руководитель коллектива, наделяемый правом вести дела от имени всего коллектива и т.д.

Временный коллективный автор — издающая организация, которая существует ограниченное время (съезд, конгресс, конференция, совещание, фестиваль и т.п.)

Объекты авторского права — произведения, охраняемые авторским правом. См. Произведение.

Авторское произведение — см. Произведение

Авторский оригинал-макет — см. Оригинал-макет/Изображение

Соавторское произведение — см. Произведение

Авторский перевод — см. Произведение

Авторская инсценировка — см. Произведение

Авторская корректура — 1) окончательная правка произведения (вёрстки, гранок и т.д.), которая выполнена автором. 2) корректура, которая передана автору для того, чтобы проверить своё произведение по существу (внести окончательные поправки, по возможности улучшить произведение и т.д.) См. также Корректура.

Условия авторской корректуры оговариваются в авторском договоре. Авторская корректура выполняется по требованию автора или издательства в сроки, согласованные сторонами.

Задержка автором оттисков даёт издателю право по условиям договора выпустить произведение без авторской корректуры или отсрочить выпуск на время задержки, поскольку нарушается график движения издания в производстве.

Авторизация — одобрение и утверждение автором какой-либо переработки его произведения (перевод; инсценировка и т.д.) См. также Авторизация.

Авторизованная инсценировка — пьеса, созданная на материале литературно-художественного произведения нетеатрального жанра (романа, детектива, повести и т.д.) и утверждённая автором переработанного произведения.

Авторизованный перевод (англ. authorized translation) — утверждённый автором оригинального произведения перевод на другой язык, выполненный переводчиком.

Принято, что авторизация перевода не отражается на размере гонорара автора или переводчика, а также не является препятствием для согласия автора на использование его произведения.

Авторские письма — письма, которые поступают в редакцию средства массовой информации и в которых содержатся произведения читателей (зрителей, слушателей) в виде стихов, зарисовок, рисунков, фотографий и т.д.

По закону РФ «О средствах массовой информации» редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские, издательские, иные права на интеллектуальную собственность.

Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение. Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклонённое ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.

Одной из наиболее важных функций поступающих в редакции писем является изучение «болевых точек» в общественном мнении (того, что «накипело»). Кроме того, такие письма всегда наглядно показывают масштаб и интенсивность проявлений обратной связи конкретного СМИ, что для рекламодателя является принципиально важным аргументом в решении о размещении рекламы.

Оповещение авторских прав — положение о том, что только обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права. Для охраны авторского права необходимо указание на каждом экземпляре имени автора, года и места выпуска в свет произведения.

Знак охраны авторского права — символ, установленный Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве.

Синоним: знак копирайта; копирайт.

Знак охраны авторского права — «знак, который указывает на то, что произведение и/или другие части издания охраняются авторским правом, и обозначен латинской буквой «С», заключённой в окружность (©), именем обладателя авторского права и годом первого выпуска в свет» /ОСТ 29.130–97, 3.4.15–13/.

Статья 1271. ГК РФ «Знак охраны авторского права» гласит: «Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы С, заключённой в окружность. Это знак ©;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

года первого опубликования произведения.

В целом знак фиксируется отдельной строкой. Например:

© Международный Университет, 1998 г.

Хотя здесь говорится о годе, в современном динамичном обществе речь всё чаще идёт о дате. Тем самым закрепляется факт приоритета в быстроменяющемся мире.

Авторский знак — см. Издательские знаки и символы/Товарный знак

Знак копирайта — то же самое, что и Знак охраны авторского права; Авторский знак. См. Издательские знаки и символы/Товарный знак

Сopyright — Авторское право. Например, This book is сopyright — эта книга охраняется авторским правом.

Сopyright reserved — авторское право сохранено (перепечатка воспрещается; защищено авторским правом).

Судебные способы обезпечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав — см. Защита авторских и смежных прав

Авторский надзор — род деятельности (как форма контроля), обезпечивающая использование произведения с сохранением замысла автора и соблюдение прав автора на это произведение.

Авторский надзор осуществляет сам автор, откуда и происходит данное понятие.

Авторский надзор также осуществляет автор проекта или проектная организация за соответствием авторскому замыслу строящегося объекта, принятого по итогам проектирования и зафиксированного в документации.

В архитектуре авторский надзор осуществляется на протяжении всего периода строительства и приёмки в эксплуатацию объекта в целях соответствия инженерно-технических решений и технико-экономических показателей введённого в эксплуатацию объекта тем решениям, которые были первоначально изложены автором в проекте.

Авторский надзор рекламиста требуется практически всегда, например, при подготовке выставочных стендов, сооружении рекламных установок и конструкций, реализации рекламной программы.

Авторское свидетельство — юридический (охранный) документ, удостоверяющий право на изобретение; вид патента.

Зависимое авторское свидетельство — документ на изобретение, которое является усовершенствованием ранее зарегистрированного изобретения.

Художественный совет — совещательный общественный орган, который создаётся, в частности, в целях оценки авторских художественных произведений (оформление, исполнение).

Худсоветы действуют при творческих союзах, в рекламных агентствах, творческих организациях, а также в редакциях, издательствах. Деятельность худсоветов направлена на повышение качества произведений.

Организация, образующая худсовет, должна чётко определить правила его деятельности, критерии оценки произведений. Тем не менее оценка авторских произведений носит сугубо специфический характер («на вкус и цвет товарищей нет»), к тому же художественная, эстетическая ценность произведения проявляется во времени, в обществе.

В состав художественного совета включают наиболее авторитетных художников, художественных критиков, художественных редакторов. В издательствах такой совет определяет художественную политику.

Автор сообщения — лицо, которое создаёт сообщение и передаёт его редакции средства массовой информации для передачи по сети коммуникаций. Автор сообщения проявляет активное отношение к обрабатываемой информации.

Автор сообщения:

отбирает социально значимую информацию;

определяет целесообразность её распространения;

проводит обработку информации, её творческую переработку, придавая ей специфические жанру форму и содержание;

передаёт информацию в редакцию в готовом виде;

несёт ответственность за достоверность принятых, обработанных и переданных сведений.

Особенно велика социальная и правовая ответственность автора сообщения. Точность необходима всегда. Сказать, что кто-то «разыскивается за ограбление», значит, сказать гораздо больше, чем «разыскивается в связи с ограблением». Нельзя писать, что подсудимый «осуждён за убийство», более корректно — «осужден по обвинению в убийстве». Многие судебные процессы в зарубежной журналистике возникают из-за допущенных в публикации ошибок, которые журналисту могут показаться незначительными, но для пострадавшего могут стать роковыми.

Плагиат (лат. plagio — похищаю; plagiatus — похищенный) — лжеавторство: умышленное присвоение авторства на чужое произведение, кража интеллектуальной собственности, литературное воровство, самовольное заимствование чужого произведения; одна из форм нарушения авторских прав.

Обычно плагиат представлен в форме копирования или воспроизведения авторского произведения или его отдельных частей под другим именем (подлинным или псевдонимом), а также без указания имени подлинного автора или без авторского согласия на использование произведения. Так, в 1885 г. повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» была опубликована под фамилией Нечаев.

Менее очевидные формы плагиата представлены заимствованием идей и решений, использованием чужих трудов без ссылки на них и т.д.

Ничего общего с плагиатом не имеют случаи, когда автор открыто развивает идею другого художника. Так, Г. Державин, А. Пушкин писали свои стихотворения «Памятник» на тему, разработанную Горацием. Разработка традиционной тематики не является плагиатом.

Проблема плагиата обостряется, когда личное авторство, неповторимость творящего человека играют значительную роль в какой-либо сфере деятельности.

Потерпевший от плагиата автор может прибегнуть к гражданско-правовым мерам защиты нарушенного права авторства, в т. ч. требовать возмещения убытков, публикации в печати о допущенном нарушении. См. Защита авторских и смежных прав.

Запрещение плагиата является одной из основных этических норм рекламы, что отмечается практически во всех национальных кодексах рекламы.

В Международном кодексе рекламной практики недопустимость плагиата формулируется следующим образом:

строго запрещено любое копирование графического решения, текста, лозунга, оптического изображения, музыки, звуковых эффектов рекламного сообщения, так как копирование может привести к обману адресата или ввести его в заблуждение.

если заказчик рекламы проводит свою деятельность в нескольких странах и в одной из них ввёл на рынок своё изделие, то другие производители не имеют права копировать его рекламные идеи, что помешает ему использовать их в других странах.

Функции организаций по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе — см. Управление авторскими и смежными правами

Псевдоним — творческое имя автора. См. Псевдоним.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть